Забытый эксперимент СССР: почему мотоцикл «Урал-7.151» не стал серийным

YouTube
В 1980-х советские мотоциклы уже безнадёжно уступали зарубежным аналогам. Даже популярные Jawa оставались простыми двухтактниками, а «Урал» морально устарел. Понимая, что без модернизации промышленность не выживет, инженеры ВНИИ Мотопрома решились на смелый шаг — создать роторный мотоцикл «Урал-7.151».
Точная серия неизвестна: до наших дней сохранился лишь один-два опытных экземпляра. Внешне байк напоминал «Иж», но технически это был полностью новый «Урал». Главной особенностью стал роторный двигатель Ванкеля, разработанный на базе вазовских агрегатов. Мотор РД-515 имел объём 491 куб. см и мощность 40 л. с. Благодаря никасиловому покрытию цилиндров он мог проходить до 50 тысяч километров до капремонта.
Конструкторы внедрили множество инноваций: жидкостное охлаждение с крупным радиатором, двойную систему зажигания и даже приёмный блок для охлаждения выхлопных газов. Рама была дуплексной, что обеспечивало повышенную жёсткость, а тормоза — гидравлическими, включая отдельный барабан на колесе коляски.
По отзывам испытателей, мотоцикл обладал мощной тягой с низких оборотов и отличной динамикой — удержать его было непросто. Планировалось построить отдельный завод в Набережных Челнах для выпуска линейки роторных мотоциклов, включая спортивные и кроссовые модели. Однако экономические перемены конца 80-х годов поставили крест на проекте — финансирование прекратилось.
В 1988 году инженеры ВНИИ создали ещё один опытный эскортный байк с роторным двигателем на 600 кубов и мощностью 50 л. с., но он также остался единственным. После распада СССР работы по направлению свернули окончательно. Сегодня ни одна компания в мире не выпускает мотоциклы с роторным мотором — и, возможно, именно поэтому «Урал-7.151» остался последней попыткой СССР сделать шаг в будущее, пишет 110km.ru.