Нефтяной парадокс: почему танкеры с "черным золотом" замерли в океане?

Представьте себе гигантскую стоянку для корабле...

iStock

Представьте себе гигантскую стоянку для кораблей, только вместо машин – танкеры, доверху набитые сырой нефтью. И таких "припаркованных" судов сейчас в мировом океане оказалось необычно много. По оценкам экспертов, на борту этих "плавучих складов" находится от 1,2 до 1,4 миллиарда баррелей нефти. И самое интересное – многие из них не спешат к своим портам назначения, а просто дрейфуют.

Кто стоит за этим нефтяным "затором"?

Аналитики, ссылаясь на данные ведущих исследовательских агентств, указывают на одну важную деталь: значительная часть этой "застрявшей" нефти принадлежит странам, находящимся под американскими санкциями. Речь идет о России, Иране и Венесуэле. Именно с введением новых ограничений и ужесточением существующих связывают этот феномен, начавший набирать обороты с конца августа.

Не просто отказ, а хитрая игра?

На первый взгляд, может показаться, что покупатели просто отказываются от российской нефти. Однако, присмотревшись к ситуации внимательнее, можно увидеть более сложную картину. Танкеры, вместо того чтобы возвращаться или менять курс, часто стоят вблизи потенциальных портов разгрузки. Это наводит на мысль о масштабных переговорах и "торге". Возможно, под прикрытием санкций покупатели пытаются выбить дополнительные скидки.

Другая версия предполагает, что происходит переоформление грузов. Компании-покупатели, опасаясь попасть под вторичные санкции, стараются обезопасить себя, меняя юридические схемы поставок. Рынок, остающийся в состоянии легкого профицита, косвенно подтверждает эту теорию. Если бы российская, иранская и венесуэльская нефть полностью исчезли с рынка, цена на эталон Brent, скорее всего, была бы значительно выше нынешних 60-65 долларов за баррель. Ведь суммарно эти три страны поставляют на рынок более 6 миллионов баррелей в сутки, и лишь небольшая часть этого объема остается вне санкционного поля.

Масштабы впечатляют

Чтобы понять, насколько велики эти запасы, стоит взглянуть на цифры. По прогнозам ОПЕК, к 2025 году мировой спрос на нефть достигнет более 105 миллионов баррелей в сутки. При этом, международная торговля нефтью в 2024 году составляла в среднем около 44 миллионов баррелей в сутки. Получается, что нефть, застрявшая на танкерах, может обеспечить импортеров топливом примерно на месяц мирового потребления. Аналитики Bloomberg отмечают, что вклад России, Ирана и Венесуэлы в эти объемы составляет от 20% до 40%, хотя их доля в общемировой добыче – всего 17%. Это означает, что их нефть накапливается на танкерах быстрее, чем сырье из других регионов.

Экстраординарная ситуация, но не без прецедентов

Эксперты называют сложившуюся ситуацию экстраординарной, но не беспрецедентной. Подобное наблюдалось в 2020 году, во время пандемии, когда мировой спрос на нефть резко упал. Если данные о масштабах "застрявшей" нефти точны, это может привести к дополнительному давлению на цены. Впрочем, нельзя исключать и возможность информационной интервенции, направленной на манипуляцию рыночными ожиданиями. В последнее время в информационном поле появлялось немало сообщений о "крахе российского нефтяного экспорта", которые не всегда соответствовали действительности, поэтому к подобным новостям стоит относиться с долей скепсиса.