Не только "совы" и "жаворонки": ученые выявили пять различных режимов сна и бодрствования

https://pxhere.com/
Новое исследование ученых из Университета Макгилла выявило пять различных режимов сна и бодрствования, что ставит под сомнение традиционное деление людей на «жаворонков» и «сов». Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.
Хронотип, определяющий периоды активности и сна человека в течение 24-часового цикла, оказался более сложным явлением. Предыдущие исследования, связывающие поздний хронотип с ухудшением здоровья, часто давали противоречивые результаты.
«Вместо того чтобы спрашивать, подвергаются ли «ночные совы» большему риску, лучше спросить, какие именно «ночные совы» более уязвимы и почему», — комментирует Ле Чжоу из Университета Макгилла.
Используя искусственный интеллект, команда Чжоу проанализировала данные нейровизуализации, анкеты и медицинские записи более 27 000 взрослых из британского биобанка UK Biobank. Анализ позволил выделить три типа «ночных сов» и два типа «жаворонков».
Одна группа «ранних пташек» демонстрировала наименьшее количество проблем со здоровьем, в то время как другая была связана с депрессией. Среди «сов» одна группа показала лучшие результаты в когнитивных тестах, но испытывала трудности с эмоциональной регуляцией. Другая группа отличалась склонностью к рискованному поведению и сердечно-сосудистым проблемам, а третья чаще страдала от депрессии, курила и имела повышенный риск сердечных заболеваний.
«Эти подтипы определяются не только временем отхода ко сну или пробуждения, — отметил Данило Бздок из Университета Макгилла. — Они отражают сложное взаимодействие генетических, экологических факторов и факторов образа жизни».
Исследователи подчеркивают, что риски и преимущества по-разному распределены по пяти профилям сна. Более глубокое понимание этих особенностей может объяснить, почему один и тот же режим сна по-разному влияет на людей, что позволит перейти от универсальных подходов к персонализированным стратегиям в исследованиях и поддержке сна.
«В сегодняшнюю цифровую эпоху и в постпандемический период режим сна стал более разнообразным, чем когда-либо, — говорит Чжоу. — Понимание этого биологического разнообразия в конечном итоге может помочь разработать более персонализированные подходы к сну, рабочему графику и поддержке психического здоровья».



