В Роскачестве объяснили, как избавиться от назойливых рассылок и рекламных звонков
Обычно компании, отправляющие назойливые рассылки, получают данные пользователей через информацию, оставленную ими при заполнении анкет для выдачи клубных карт, регистрации в партнерских программах и приложениях для накопления бонусов, а также при покупке онлайн-продуктов. Пользователь сам предоставляет номер телефона или адрес электронной почты. Получать данные компании могут через слитые базы данных на теневых форумах и через инсайдеров. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества вместе с юристами изучили политики конфиденциальности, чтобы понять, как отписаться от рекламы и рассказали об этом «Газете.Ru».
По сведениям кандидата юридических наук Никиты Куликова, часто пользователи услуг при подписании договоров и условий соглашений сами по умолчанию практически всегда дают согласие на рассылку им рекламных материалов.
«После сбора данных для прохождения онлайн-марафона или записи на фитнес, в соответствии со 152-ФЗ, коуч или клуб не имеет права использовать их в иных целях, кроме заявленных. Однако если компания указала в своей политике конфиденциальности возможность рассылки рекламных объявлений о конкретных услугах компании, или как часто бывает: «рассылка информации от партнеров Компании», что, по сути, означает информационные рассылки вообще от кого угодно, кто заключит соглашение с Оператором обработки ваших данных, – нарушением закона это считаться не будет», – объяснил Куликов.
Он отметил, что в ситуации, когда заполнение анкет или оформление договоров происходит очно, стоит сразу сообщить, что вы не желаете получать рассылки. Если все происходит онлайн – нужно поискать в Политике конфиденциальности пункт о рекламных рассылках и нажать «отписаться». Если пункт отсутствует, то нужно обратиться в организацию и отправить им письменное заявление об отказе по электронной почте.
От спам-звонков и сообщений поможет избавиться обращение к сотовому оператору с просьбой отписать от спам-рассылок или подключить услугу блокировки спама, использовать опцию «умной» блокировки на смартфоне. При получении нежелательного сообщения в меню нужно будет просто нажать «заблокировать».
«Независимо от того, было ли дано ранее соглашение на обработку персональных данных или нет, по первому требованию распространитель рекламы обязан перестать совершать звонки и рассылать спам. Если это не помогает, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу и подать жалобу. На основании представленных доказательств ФАС может возбудить дело об административном правонарушении», – сообщил член генерального совета «Деловой России» Сергей Гебель.
В Роскачестве отметили, что установить взаимосвязь между оставленными данными в конкретной организации и назойливыми спам-рассылками практически нереально.
«Продукт всегда можно использовать только на тех условиях, которые предлагает разработчик или владелец. Форма согласия с политикой конфиденциальности только констатирует этот факт. Однако можно отнестись к прочтению политики конфиденциальности внимательнее. Чтобы понимать, какие данные собирает о вас сервис, достаточно будет взглянуть на ключевые пункты, чтобы понимать, как отписаться от маркетинговых рассылок», – заключил руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко.