В России хотят частных водителей отделить от профессиональных парков

Через два года после вступления в силу «закона ...

pxhere.com

Принятый два года назад закон, который должен был упорядочить рынок такси, неожиданно привёл к обратному результату. Вместо прозрачной системы страна получила масштабную «серую зону» перевозчиков. Причина — в том, что документ уравнял в правах и обязанностях крупные таксопарки и обычных водителей, которые подрабатывают на личных машинах.

Как сообщает «Российская газета», в Госдуме уже готовят пакет поправок. С инициативой выступил зампред комитета по контролю Дмитрий Гусев. Он предлагает разделить понятия профессионального такси и частных перевозчиков, создав для последних отдельную категорию с более гибкими требованиями. Идею поддержали на межфракционном совещании.

Сегодняшние правила оказались непосильными для самозанятых. От них требуют перекрашивать автомобили в цвета такси, оформлять дорогие коммерческие страховки и проходить ежедневные медосмотры. При этом эти нормы формально действуют даже в тех случаях, когда водитель просто едет по своим делам. В итоге многие ушли в тень, работая без регистрации и налогообложения.

По данным «Объединения самозанятых России», официально зарегистрировано лишь около 190 тысяч водителей, тогда как реальное число работающих через приложения оценивается в 3–5 миллионов. Из-за бюрократических барьеров легализоваться невозможно большинству.

Эксперты считают, что дифференциация неизбежна. В России должны существовать две формы: классическое такси и райдхейлинг — перевозки частных водителей через цифровые платформы. Основу для этого уже заложил недавно принятый закон о платформенной экономике.

По словам председателя ассоциации «Цифровой мир» Валерия Корнеева, текущее регулирование не только не улучшило безопасность, но и породило новый теневой рынок. Чтобы формально соответствовать закону, водители покупают поддельные путевые листы с заранее проставленными печатями медиков и механиков. Это подрывает доверие к системе и делает перевозки ещё менее безопасными.

Предстоящая реформа, по мнению экспертов, способна вернуть прозрачность на рынок и дать миллионам самозанятых возможность работать легально, без избыточных требований и штрафов.