Красная рыба бьет рекорды дороговизны: почему креветки стали доступнее?

18.11.2025, 15:25 , Светлана Семиноженко

Эксперт Рыбного союза Николай Мочалов объяснил ценовые парадоксы на рынке морепродуктов, где привычные лидеры меняются местами.

В последнее время потребители заметили любопытную тенденцию: привычная красная рыба, такая как семга, стала ощутимо дороже, в то время как креветки, наоборот, подешевели. Аналитик Николай Мочалов пролил свет на причины этого ценового разворота, связав их с комплексом факторов, влияющих на производство и рынок.

Красная рыба: удар по производителям

По словам Мочалова, производители семги и другой красной рыбы столкнулись с серьезными вызовами в 2023-2024 годах. Неблагоприятные климатические аномалии, в частности явление Эль-Ниньо, негативно сказались на кормовой базе для рыбы, приведя к росту цен на корма. Кроме того, в Норвегии, одном из ключевых поставщиков, производство было сокращено из-за проблем с лососевыми вшами. Эти факторы в совокупности привели к удорожанию аквакультурной семги, которая относится к премиальному сегменту рынка. Форель, в свою очередь, остается более доступной благодаря широкому предложению как на внутреннем рынке, так и за счет импорта из Турции и Китая.

Креветки: кризис перепроизводства и новые поставщики

Ситуация с креветками оказалась диаметрально противоположной. Рынок пережил период перепроизводства, что привело к снижению цен. Эквадор, один из крупнейших производителей, даже начал сокращать объемы выпуска. На цены также повлияли антидемпинговые меры США против азиатских производителей, снижение спроса в Китае и насыщение европейского рынка. В результате, креветки стали более привлекательным выбором для потребителей, ищущих деликатесы по более доступной цене. Российский рынок креветок остается стабильным, с основными поставками из Эквадора, Вьетнама, Ирана, Индии, Индонезии, Китая и Саудовской Аравии.

Новые тренды: морепродукты как удовольствие

Эксперт также отметил, что на рынке морепродуктов наблюдается смещение потребительских предпочтений. Все чаще рыба и морепродукты позиционируются как элемент удовольствия и "вкусняшки". В эту категорию входят не только красная икра и суши, но и охлажденная, слабосоленая рыба. Растет спрос на белковую продукцию как на качественную и "чистую" пищу. В то же время, обычная рыба среднего и нижнего ценового сегмента теряет популярность, уступая место более изысканным и "вкусным" продуктам. Потребители стали более избирательными, оценивая качество и формируя лояльность к определенным продуктам и брендам.

Николай Мочалов призывает потребителей не ограничиваться привычными стереотипами и обратить внимание на широкий ассортимент рыбы и морепродуктов, представленный на полках магазинов. Он подчеркивает, что среди них есть много полезной и доступной рыбы, такой как минтай, пикша, хек, путассу и навага.

Напомним, ранее глава Росрыболовства Илья Шестаков выразил уверенность в стабильности лососевой путины на ближайшие годы, исключив вероятность негативных тенденций.